Конструктивные особенности
Высокая прочность, влагостойкость и морозостойкость плит обеспечивается особенностями применяемых материалов и некоторыми нюансами конструкции. Изготовляются плиты из бетона марок М350 – М500 на основе стального сварного каркаса из напряженной арматуры Ат-IV, Ат-IVС и А-IV или Ат-V и А-V . Морозостойкость бетона — не менее F200 и прочность на сжатие — не ниже 70%. Это достигается использованием тяжелых наполнителей и качественным виброуплотнением при заливке армокаркаса раствором.
Для монтажа плит предусмотрены специальные петли, расположенные по периметру. Петли связанные с каркасом и в процессе монтажа привариваются друг к другу. Петли находятся в специальных углублениях и не выходят за пределы периметра. Это позволяет достичь максимальной плотности стыков и монолитности взлетно-посадочной полосы или дороги.
Технология производства
Перед сваркой каркаса арматура подвергается специальной обработке — растягиванию. Зажимные приспособления захватывают пруты арматуры и при помощи домкратов растягивают их на определенную проектом длину. После этого заливается и уплотняется жидкий бетон. Освобождается из захватов арматура только после полного застывания бетона. Стремясь вернуться в первоначальное положение под силой упругости, арматура дополнительно сжимает бетон и увеличивает прочность изделия. В поперечном направлении арматура А-II, А-III, Ат-IIIC не напрягается.
Применение напряженного каркаса позволяет увеличить прочность плит до 75000 кг/м2. Некоторые модели плит также подвергают глубокой заморозке путем обработки в криогенных камерах, температура в которых достигает – 600 оС.
Параметры стандартных аэродромных плит
Железобетонные плиты для аэродромов производятся под маркой ПАГ (плиты аэродромные гладкие). ГОСТ 25 912.0-91 предусматривает несколько размеров по толщине — 140, 180, 200 и 240 мм. Самые распространенные — 140 и 180 мм, они отличаются большой степенью универсальности, так как подходят для постоянных и временных аэродромов, дорожного строительства и технических площадок.
Их отличительные особенности:
- небольшой вес;
- высокая прочность;
- легкость монтажа;
- возможность повторного использования.
Плиты толщиной 200 и 240 мм используются для сооружения взлетно-посадочных полос грузовой и военной авиации. Толщина плит и вид армокаркаса зашифрованы в индексах ЖБИ-изделий. Например, ПАГ 18V информирует, что толщина плиты равна 180 мм, а каркас сделан из напряженной арматуры Ат-V.
Габариты плит — 6х2, 6х1,5, 4х2 метра, но возможны и другие варианты, допускаемые ГОСТ. Вес изделий находится в диапазоне 4200 – 6000 кг, в зависимости от толщины и габаритов. При строительстве аэродромов и дорог используются плиты одного типа, это ускоряет и облегчает монтажные операции. Для монтажа/демонтажа ПАГ используется грузоподъемная техника, обычно автомобильные или гусеничные краны.
Перевозка производится автомобильным и железнодорожным транспортом.